Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — это документ, утверждающий соответствие транспорта одного типа стандартам технических регламентах. Согласно ТР ТС 018/2011, сертификат требуется для оформления на легковые машины, автобусы, грузовики, мотоциклы, прицепы и полуприцепы, другую колесную технику. Документ востребован при серийном изготовлении и для импорта новых транспортных средств, которые будут эксплуатировать на территории стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).
Порядок оформления сертификата регулируется «Правилами по проведению работ в сертификационной системе автотранспорта и механических прицепов». ОТТС (или одобрение типа шасси) выдаётся на срок до трех лет, но в исключительных случаях срок меньше. По истечению срока требуется пройти процедуру продления с учетом возможных коррекций в нормативной базе.
Для ввоза подержанных автомобилей применяют Свидетельство о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС), документ регламентирует ввоз бывшей в употреблении техники.
Признаки ТС, не подлежащих обязательной сертификации:
- скорость ТС ограничена конструкцией до 25 км/ч.;
- ТС, ввозимые на срок не больше 6 месяцев (временно ввезенные);
- ТС, участвующие в спортивных соревнованиях;
- легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и квадроциклы старше 30 лет, при условии сохранения оригинальных мотора и кузова;
- служебный транспорт дипломатических и консульских представительств, а также международных организаций.
Остальной транспорт, оснащенный двигателем и разрешенный к передвижению по дорогам, обязан проходить процедуру одобрения ТС.
Как установить ОТТС
Проверку сертификации выполняют самостоятельно по этапам, используя доступные ресурсы:
1. Определение факта ОТТС;
2. Проверка через Единый реестр ОТТС по этапам:
- перейти на сайт Росстандарта или сайт ФТС России;
- ввести в поле поиска VIN-код транспорта или номер документа. VIN — оригинальный идентификационный номер автомобиля, который указывается в документации;
- ознакомиться с результатами поиска, где будет указана информация о регистрации сертификата, периоде функционирования и технические параметры автомобиля.
3. Проверка достоверности сертификата. Сверяется идентичность информации:
- номер;
- наименование транспорта;
- тех. характеристики (объем двигателя, критическая масса);
- срок использования.
4. Дополнительные проверки
Если приобретаете автомобиль или другую технику на вторичном рынке, рекомендуют проверить прошлое ТС, чтобы убедиться, что транспорт не проходил модификаций, которые сделают сертификат недействительным. Это делают через:
- ГИБДД — проверка истории автомобиля по базам информации (попадал ли транспорт в ДТП, не изменял ли технические параметры);
- Технические сервисы — проверка по базам информации на соответствие техосмотра и другой документации.
При сомнениях о достоверности или действительности ОТТС, обращайтесь в центр сертификации «АмурТест». Эксперты центра проконсультируют по действию сертификата, возможному продлению или актуализации.
Документы для получения ОТТС
Чтобы зарегистрировать документ,предприниматель предоставляет:
- заявление на получение сертификата;
- учредительные бумаги компании;
- сопроводительное письмо;
- свидетельство, подтверждающее наличие системы управления качеством (СМК), которая сертифицирована, например, по стандарту ISO 9001;
- гарантийное письмо — подтверждает обязательства заявителя относительно соблюдения требований по экологической безопасности и поддержание производственных процессов;
- декларация о безопасности ТС;
- описание производственных процессов;
- международный код производителя (WMI);
- обозначение и код товара по ОКП;
- ГОСТ или Технические условия (ТУ) — описание спецификации, параметры и нормативы к ТС;
- руководство по эксплуатации;
- адрес компании — заявителя и производителя;
- сертификация на компоненты (двигатель, тормозные механизмы и другое);
- протоколы испытаний (ПИ);
- полное описание тех. характеристик транспорта, включая размеры, массу, объем двигателя и другие параметры;
- свидетельство о регистрации товарного знака (при наличии).
В зависимости от вида транспортного средства (сборочный комплект или техника, произведенная на базе шасси), орган сертификации уполномочен затребовать дополнительные документы. ОТТС выдается только аккредитованными органами сертификации.
Руководство по оформлению ОТТС
Порядок получения документа:
1. Заявка в сертификационный центр;
2. Рассмотрение заявки. Орган сертификации вправе проанализировать документацию и ответить на заявление в течение 15 календарных дней. Если документация в порядке, с заявителем заключается договор на сертификацию;
3. Проведение исследований. ТС проверяют по пунктам безопасности:
- механизмы тормозов;
- соответствие уровня выбросов углекислого газа стандартам не ниже Евро 4;
- показатели шумов, создаваемых транспортным средством;
- правильность функционирования фар, указателей поворотов;
- устройство трехточечных ремней.
Выводы фиксируют в протоколах испытаний (ПИ);
4. Анализ производственных мощностей – проверка соответствия производственных процессов стандартам и наличие у производителя внедренной СМК. Подробный порядок процедуры описан в Приложении N 13 к ТР ТС 018/2011;
5. Оформление декларации — если ДС раньше не получена, то выдается вместе с сертификатом либо отдельно;
6. Создание проекта ОТТС;
7. Одобрение и регистрация сертификата. ТС получает официальное согласие на выпуск, ввоз и эксплуатацию в странах Таможенного союза.
При серийном изготовлении автомобилей, документ действует до трёх лет. В течение этого времени орган сертификации исполняет инспекционные проверки, для подтверждения, что процедуры изготовления и выпускаемый транспорт продолжают соответствовать установленным нормам. Несоблюдение требований приводит к отзыву сертификата.
Перед вводом в эксплуатацию самоходной машины изготовитель обязан оформить паспорт самоходной машины (ПСМ). Документ оформляют уполномоченные организации или производители, а форма и порядок получения описаны в РК ЕЭК N 100. Реестр производителей самоходной техники ведется в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК No 112.
ПСМ содержит материалы:
- сведения о производителе;
- информация о владельце;
- год выпуска техники;
- тех. характеристики: мощность двигателя, габариты, скорость, масса и другие параметры;
- регистрационные детали, включая номера;
- сведения о постановке или снятии с учета;
- номер документа о соответствии;
- название компании, выдавшей паспорт;
- дата выдачи ПСМ.
Информацию об изготовителе включают в Реестр до получения паспорта. Сертификат соответствия оформляют по стандартам ТР ТС до получения ПСМ.
Компоновка и стиль электронного ПСМ установлены решением Коллегии ЕЭК N 81 от 12.07.2016. С ноября 2022 года ПСМ выпускаются исключительно в электронном виде. Согласно Решению Коллегии ЕЭК N 122 от 22.09.2015, таможенные органы больше не выдают бумажные ПСМ. Электронные паспорта самоходной техники оформляют уполномоченные организации, список которых указан на сайте Минпромторга России.
Поручите получение ПСМ, декларации о соответствии и оформление ОТТС центру сертификации «АмурТест». Эксперты центы подготовят и проверят документацию, проведут испытания. Звоните, консультации бесплатные!
Похожие услуги ЦС «АмурТест»: