Пиво — это слабоалкогольный или безалкогольный напиток, изготовленный на основе солода, хмеля, воды и дрожжей. Этот вид продукции подразделяется на категории в зависимости от состава, технологии изготовления и крепости.
Виды пива:
- солодовое (ТН ВЭД 2203 00);
- фильтрованное — с очищенной структурой, без дрожжевого осадка;
- нефильтрованное — осветленное или неосветленное, с дрожжевым осадком;
- крепкое (ОКПД2 11.05.10.120) – содержание алкоголя свыше 0,5% до 8,6% включительно;
- легкое (ОКПД2: 11.05.10.110) – содержание алкоголя до 0,5%;
- безалкогольное (ТН ВЭД 2202 91 000 0);
- пастеризованное — обработанное для продления срока хранения;
- не пастеризованное — с минимальной термической обработкой, требует специальных условий хранения;
- пивные напитки (ОКПД2: 11.05.10.160) — изготовлены на основе пива с добавлением фруктовых соков, специй и других ингредиентов.
Перед выпуском в оборот напитки проходят проверку безопасности по регламентам и стандартам качества. Только после благополучного прохождения испытаний продукция допускается к выпуску на территории России и стран Таможенного союза.
Обязательная сертификация пива
Пиво и пивные напитки классифицируются как пищевые продукты и для них требуется оформление декларации соответствия (ДС) на основании следующих технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС):
- ТР ТС 021/2011 — устанавливает требования к микробиологическим, токсикологическим и физико-химическим показателям продуктов питания;
- ТР ТС 022/2011 — регулирует правила предоставления обязательной информации, которую указывают на упаковке пищевых товаров;
- ТР ТС 029/2012 — определяет нормы безопасности для компонентов, которые используют при изготовлении товаров питания.
Если продукт новый на рынке или содержит компоненты с генетически модифицированными организмами (ГМО), дополнительно оформляется свидетельство о государственной регистрации (СГР).
Справка! На образцы или выставочные изделия предприниматель вправе получить отказное письмо (документ, подтверждающий, что товар не подлежит обязательной оценке соответствия).
Согласно изменениям, с 1.09.2023 г. в ФЗ N 108-ФЗ, право на изготовление пива, пивных напитков, и медовухи получают организации, включенные в специальный Реестр производителей. Реестр контролирует участников рынка и нужен для предотвращения незаконного приготовления алкоголя.
По ФЗ N 171, лицензированию подлежат изготовление и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, за исключением приготовления и оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Таким образом, производители пивной продукции не обязаны получать лицензию, однако регистрация в реестре необходима.
С 1 июля 2025 года вступит в силу новый ТР ЕАЭС 047/2018, который будет регулировать нормы безопасности пива и пивных напитков. По регламенту, для производителей и импортеров обязательна проверка соответствия продукции новым требованиям и обновление разрешительной документации.
Нормативно-техническая документация в России
Для приготовления пивной продукции на территории РФ разработаны следующие государственные стандарты (ГОСТы):
- ГОСТ 31711-2012 —определяет нормы к качеству, безопасности и методам контроля каждого вида пива;
- ГОСТ 31495-2021 — устанавливает критерии для пива специального состава. Стандарт принят, но вступает в силу только с 1 июля 2025 года;
- ГОСТ 29294-2021 — регламентирует параметры качества и безопасности солода при изготовлении пива.
Если ГОСТы не охватывают специфику выпускаемой продукции, разрабатывают технические условия (ТУ). В ТУ производитель определяет авторские требования к продукту и процессу контроля качества, не противоречащие нормам ГОСТа. Преимущества разработки ТУ:
- учет особенностей технологического процесса и рецептуры продукции;
- способность внесения дополнительных требований к качеству, упаковке и маркировке;
- гибкость в установке показателей, не охваченных ГОСТами.
В соответствии ТР ТС 021/2011, предприятия, выпускающие пищевую продукцию, обязаны внедрить систему ХАССП, задачи которой:
- определение возможных опасностей и оценка рисков;
- формирование корректирующих действий для предотвращения или минимизации выявленных рисков;
- определение и мониторинг критических контрольных точек на предприятии;
- постоянное отслеживание показателей безопасности и ведение документации.
Подтверждает внедрение принципов ХАССП добровольный сертификат ИСО 22000.
С 1 марта 2021 года требования системы «Честный знак» распространились на пиво, пивные напитки. Обязательная маркировка устраняет риск распространения фальсифицированных товаров, а также защищает легальных производителей и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Смысл системы: товару присваивается единоличный код DataMatrix, который содержит информацию о производителе, дате выпуска, сроке годности и иную обязательную информацию. Код наносят на каждую упаковку продукта и считывают на каждом этапе отгрузки — от приготовления или таможенного ввоза до полок магазинов. В результате создается единая база информации, где хранится история каждой единицы товара для скорого отслеживания продукции.
Документы для сертификации пива
Чтобы получить декларацию на продукт, требуется подготовить документацию:
- регистрационные бумаги заявителя — выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- учредительные документы компании — устав, ИНН;
- банковские реквизиты организации;
- полная информация о продукте — наименование, вид, особенности состава и т.д.
- нормативная документация — ГОСТ или ТУ;
- технические и технологические карты на товар;
- протоколы испытаний (ПИ);
- сертификаты на сырье и материалы;
- контракт на отгрузку или инвойс — для иностранной продукции.
Важно! Документы, использованные для ДС, требуется хранить в течение срока действия декларации и дополнительно не менее 10 лет после окончания срока. Их требуется предоставлять проверяющим органам в случае плановых или внеплановых проверок.
Этапы сертификации пива
Последовательность процедуры оценки соответствия продукта:
- официальная заявка на декларирование;
- обработка и анализ документов;
- лабораторные испытания. Состав изделия проверяют в аккредитованной лаборатории по веществам:
- бактерии группы кишечной палочки (БГКП);
- патогенные микроорганизмы, включая сальмонеллы;
- токсичные элементы: свинец, мышьяк, кадмий, ртуть;
- содержание N-нитрозаминов: массовая доля N-нитрозодиметиламина (НДМА), массовая доля N-нитрозодиэтиламина (НДЭА).
- оформление протокола испытаний (ПИ);
- регистрация заявителем декларации на сайте Федеральной службы по аккредитации (ФСА) или Росстандарта с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). ДС выдают только при положительных результатах ПИ.
После регистрации ДС публикуется в реестре ФСА, становясь доступной для проверки контрагентами и органами государственного контроля. С этого момента продукция получает разрешение на выпуск и сбыт в России и ЕАЭС.
Добровольная сертификация пива и пивных напитков
Чтобы подчеркнуть качество и безопасность своей продукции, производитель вправе оформить добровольный сертификат соответствия (ДСС) на основании ГОСТа или технических условий (ТУ), по которым произведен продукт. Добровольная сертификация допускает проведение расширенных испытаний и проверку органолептических показателей, состава и других характеристик.
Оформление сертификатов ЭКО, БИО, БЕЗ ГМО подтверждает соответствие продукции международным стандартам экологической или биологической чистоты, отсутствие генетически модифицированных организмов. Сертификаты укрепляют имидж компании, расширяют рынки сбыта.
Сертификат ИСО 22000 утверждает продуктивность внедрения принципов ХАССП на предприятии, содействует участию в международных контрактах и тендерах, где наличие сертификата ISO 22000 является обязательным требованием.
Для подтверждения, что продукт безопасен и не содержит опасных веществ, производители заказывают экспертное заключение. Документ выдается на основании анализа и оценки товара на соблюдение санитарных и гигиенических требований.
Чтобы защитить интеллектуальную собственность, заявитель уполномочен зарегистрировать товарный знак и получить преимущества:
- опция на запрет применения товарного знака конкурентами или недобросовестными производителями;
- увеличение стоимости компании за счет прав на использование зарегистрированного знака;
- укрепление позиций в торговле и создание узнаваемого бренда.
Чтобы выделить товар среди вариантов, сделать узнаваемым и закрепить в сознании потребителей, предприниматели заказывают разработку логотипа. Преимущества проектирования логотипа:
- создание единого фирменного стиля для всей линейки продукции;
- применение логотипа на упаковке, рекламных материалах и других маркетинговых носителях.
Подготовку и регистрацию разрешительной документации делегируйте центру сертификации «АмурТест». Эксперты центра разработают паспорт на продукт, логотип и дизайн этикеток, зарегистрируют товарный знак в сжатые сроки. Звоните, консультации бесплатные!
Вам также может быть интересно: сертификация мороженного, сертификация молока и молочных продуктов, сертификация мяса, сертификация масла, сертификация напитков.