Разработка паспортов безопасности (ПБ) требуется владельцам опасных объектов и производителям химических продуктов. Оформлять документы нужно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отсутствие ПБ на соответствующие здания или химпродукцию грозит наложением административного штрафа. Чтобы избежать негативных последствий, компаниям необходимо своевременно составлять техническую документацию.
Разновидности паспортов безопасности
В ПБ на опасный объект или территорию содержится информация о степени устойчивости сооружения при террористической атаке, а также список мер по пресечению терактов на заявленной территории или в здании.
На практике такой документ еще называют паспортом антитеррористической защищенности.
Еще паспорт безопасности составляется на опасные смеси, вещества и материалы химического происхождения, которые могут навредить имуществу, экологии и здоровью потребителя.
Сегодня ПБ на хим. продукцию оформляется:
- по ГОСТ 30333 и имеет юридическую силу в России;
- по международным требованиям (версия MSDS), действует во многих странах, составляется на импортируемые/экспортируемые вещества, материалы и промышленные отходы.
Разработка паспорта безопасности на товары химического производства выполняется предприятием, чтобы донести до покупателя сведения о безопасном хранении, использовании в промышленности и быту, утилизации, перевозке заявленного продукта. Документ обязательно регистрируется в уполномоченном органе.
Для каких объектов получают ПБ
Паспорт антитеррористической защищенности необходимо оформлять компаниям, которые посещает множество людей. Иначе говоря, ПБ понадобится на здания, в которых могут одновременно присутствовать больше 50 посетителей.
Оформить паспорт безопасности надо на следующие объекты:
- образовательные учреждения — детские сады, школы, колледжи, университеты и т. д.;
- здания медицинских организаций — больницы, стоматологии и поликлиники;
- культурные заведения — концертные залы, театры и музеи;
- места временного проживания — хостелы, гостиницы, отели;
- спортивные сооружения — стадионы, фитнес-клубы, бассейны;
- предприятия общественного питания — рестораны, кафетерии, столовые и пр.
Кроме этого, ПБ понадобится получать на торговые центры и административные здания.
Справка! Более подробные сведения о требованиях по разработке ПБ опасного объекта можно найти в Постановлении Правительства №1244.
Получение паспорта безопасности на товары
ПБ оформляется на опасные продукты, включая различные смеси, производственные отходы, вещества, удобрения и материалы.
Оформление и регистрация паспорта безопасности требуется на изделия, которые:
- присутствуют в Кандидат-списке из приложения XIV регламента REACH;
- опасные и потенциально опасные, указанные в Директивах 1999/45/ЕС и 67/548/ЕЕС;
- биоаккумулятивные либо токсичные и стойкие из приложения XIII регламента REACH.
Предприниматель обязан составлять и регистрировать на перечисленные химические товары паспорт безопасности.
Более того, на некоторые изделия также оформляется ПБ. Среди них:
- товары, содержащие опасные для здоровья покупателей и экологии компоненты, концентрация которых в средствах газообразной формы составляет от 0,2% и не меньше 1% в твердых препаратах;
- продукция, в составе которой присутствуют биоаккумулятивные вещества в пределах от 0,1% от общей массы;
- изделия с потенциально опасными компонентами в концентрации не менее 0,1%.
После выпуска товара в обращение документ предоставляется всем участникам цепочки поставок. Кроме того, он необходим для проведения обязательной оценки товара
СПРАВКА! Документ не требуется составлять на полезные ископаемые, парфюмерно-косметические изделия, пищевые продукты и фармацевтические препараты.
Содержание паспорта безопасности на товары
Предприниматель должен составлять ПБ строго в соответствии с требованиями ГОСТ 30333, и указывать в нем дату выпуска (день, месяц и год).
Документ состоит из титульной страницы, за которой следуют 16 разделов. В них содержатся такие данные:
- наименование химического вещества и данные о производителе;
- уровень опасности товара, а также возможное воздействие материала на экологию и человека;
- перечень ингредиентов, сведения о них;
- меры по оказанию первой помощи пострадавшему от воздействия опасных товаров;
- способы предупреждения взрывов и пожаров;
- действия по предотвращению ЧС и воздействия химических элементов на организм и окружающую среду, рекомендации по ликвидации аварий и ЧС;
- правила обращения с продуктами химического производства во время погрузки и разгрузки, условия их хранения;
- приборы контроля за негативным воздействием и предметы личной защиты;
- физико-химические характеристики товара;
- стабильность вещества и его способность вступать в химическую реакцию, негативные условия для продукта, которые нужно избегать;
- класс токсичности;
- сведения о воздействии продукции на природу;
- советы по утилизации товара;
- особенности перевозки;
- информация о законодательстве РФ;
- дополнительные сведения.
В последнем разделе производитель вправе указывать любую информацию, относящуюся к безопасному применению химической смеси, материала или вещества.
ВАЖНО! Все сведения в перечисленных пунктах ПБ должны быть достоверными.
Процедура регистрации ПБ на химическую продукцию
Предпринимателю нужно обязательно зарегистрировать разработанный документ. Данная процедура осуществляется, чтобы отслеживать выпущенные на рынок материалы и вещества.
ПБ на продукты химического производства регистрируется в Ассоциации «НП КИЦ СНГ». В процессе регистрации документ проходит экспертизу, во время которой проверяется правильность его составления и достоверность данных.
При успешном прохождении экспертизы ПБ добавляется в регистр паспортов безопасности РФ. Он получает верификационный QR-код и уникальный номер.
Если заявителю откажут в регистрации документа, он сможет в течение 14 дней внести правки и направить ПБ на повторную проверку.
СПРАВКА! Чтобы добавить промышленные товары химического производства в реестр Минпромторга, дополнительно к паспорту производителю необходимо разработать технологический регламент / ТИ, а также маршрутные карты.
На какой срок выдается паспорт
Период действия документа, разработанного по ГОСТ, зависит от класса опасности вещества. ПБ выдается:
- на 3 года, если продукция относится к чрезвычайно опасной и высокоопасной;
- до 5 лет — для умеренно опасных и малоопасных изделий.
ПБ на химические продукты после завершения срока действия необходимо переиздавать либо перерегистрировать.
СПРАВКА! Версия MSDS отличается от российского аналога тем, что документ не регистрируется и срок действия в нем не указывается.
Как получить паспорт безопасности химпродукции
Для оформления и регистрации ПБ на опасные вещества импортеры и производители могут обратиться в сертификационный центр «Амуртест».
При обращении к экспертам нужно предоставить:
- заявку на оформление ПБ;
- информацию об изделии — наименование, характеристики, состав, взаимодействие с другими продуктами;
- данные о компании;
- нормативные акты, на основании которых производятся опасные товары — ТУ, СТО или ГОСТ;
- протоколы испытаний, разрешительные документы на продукцию (при наличии).
Эксперты могут запросить дополнительную информацию и документы о товаре.
Процедура оформления и регистрации ПБ на химические изделия состоит из нескольких этапов:
- согласование условий сотрудничества, заключение договора;
- изучение переданной информации и документов о товаре;
- выполнение лабораторных испытаний, составление протоколов испытаний со сведениями об опасных компонентах в составе (при необходимости);
- составление паспорта безопасности;
- отправка документа на согласование заказчику, внесение изменений, если потребуется;
- утверждение ПБ заявителем;
- внесение данных документа в национальный реестр;
- выдача готового паспорта на химический товар.
На упаковку хим. продукции и в сопроводительную документацию предприниматель должен наносить предупредительные знаки опасности, сигнальные фразы и слова — обязательное условие перед продажей товаров.
Маркировка оповестит потребителя о классе опасности изделия, мерах предосторожности при перевозке и использовании вещества.
Для получения консультации обращайтесь в центр «Амуртест» по телефону или через форму обратной связи.