Стандарт организации (СТО) – многоуровневый протокол, состоящий из положений для упорядочивания работы предприятия, повышения качества товаров или услуг. Стандарт устанавливает нормы, правила для внутренней структуры управления качеством на предприятии, укрепляет позиции фирмы на рынке.
Главные принципы стандартизации, на которых строится формирование СТО, определены в статье 4 Федерального закона N 162-ФЗ:
- добровольность применения;
- открытость разработки, доступность содержания;
- согласование интересов каждой заинтересованной стороны;
- научно-техническая обоснованность, своевременность требований;
- гармонизация с международными, региональными, зарубежными нормами;
- совместимость, взаимозаменяемость.
Соблюдение принципов стандартизации гарантирует единство, согласованность операций на предприятии, а также соответствие изделий или услуг законодательным указаниям.
Для чего необходим СТО
Задача регламента — увеличение продуктивности работы предприятия, поддержка социально-экономического развития, а также выполнение государственных, международных нормативов.
Функционирование регламента помогает организации достичь следующих целей:
- экономическое развитие, ассимиляция. Адаптация к требованиям мировой экономики, усиление позиции фирмы на международном уровне, создание условий для равноправного сотрудничества в глобальных стандартизационных структурах;
- повышение качества продукции, услуг;
- безопасность, защита для жизни, здоровья людей, окружающей среды, природных ресурсов;
- техническое развитие — внедрение прогрессивных технологий, техническое обновление промышленности;
- оптимизация, унификация процедур — систематизация номенклатуры продукции, ее совместимости, взаимозаменяемости. Сокращение времени на освоение процессов, снижение расходов на эксплуатацию или утилизацию товаров.
Разработка норматива устраняет технические барьеры в торговле.
Если на товар отсутствует обязательное регулирование со стороны ГОСТ или технических регламентов, компания вправе оформить отказное письмо для формирования, применения авторских внутренних стандартов. В этом случае СТО становится главным нормативным документом, заменяя государственные требования.
Справка! Отказное письмо подтверждает, что на товар не требуется обязательная сертификация или декларация.
Что содержит стандарт организации
Устройство, содержание СТО меняются в зависимости от отрасли работы предприятия, типа товаров или услуг. Однако структура регламента включает элементы:
- титульный лист — компонуют сведениями: название, порядковый номер, дата утверждения, приказ, вводящий в действие. Указывают место составления и утверждения, номер издания, количество страниц. Титульный лист подписывает руководитель фирмы или уполномоченный представитель;
- оглавление;
- область применения;
- термины, трактовка;
- описание продукции, подборка;
- главные требования к операциям изготовления — оборудованию, сырью, персоналу, а также к условиям;
- описание бизнес-процессов — приемка товаров, хранение, транспортировка. Прописывают очередность операций, требования к ним;
- технические требования – предписания к безопасности, эксплуатационным характеристикам, экологическим показателям товаров или услуг;
- порядок контроля за соблюдением СТО — описание процедуры проверок или аудитов, а также критерии оценки соответствия нормативам;
- ссылки на нормативные документы;
- утверждение, регистрация документа – согласование руководством компании, регистрация в структуре внутреннего документооборота;
- лист регистрации изменений — в разделе фиксируют дату, номер приказа утвержденного изменения, а также страницы документа, где эти изменения произошли. Подписи уполномоченных лиц подтверждают корректировку.
Общепринято регламент утверждают приказом руководителя или личной подписью, а срок действия документа не ограничен. Однако фирма вправе установить сокращенный период действия.
Стандартизацию разрабатывают для вариативных объектов, для управления производственными процессами и менеджментом компании. Объектами стандартизации внутри организации выступают:
- составные части продукции, её детали, сборочные единицы;
- технологические процессы, нормы, включая требования безопасности;
- методики планирования, испытаний, анализа;
- методы управления производством и менеджментом;
- внутренние и внешние услуги, предоставляемые организацией;
- номенклатуру сырья, материалов, комплектующих изделий.
СТО выступает частью структуры управления предприятием, регламентируя внутренние процессы, создавая базу для контроля качества продукции или услуг.
Документы, необходимые для создания СТО
Чтобы спроектировать регламент, требуется подготовка документации:
- код ОКПО предприятия;
- ФИО руководителя компании;
- описание выпускаемой продукции;
- список применяемых комплектующих;
- описание технологического процесса — детализация этапов обработки: от получения сырья до выпуска готовой продукции, включая технологическое оборудование и методы контроля;
- методы упаковки, транспортировки;
- условия хранения, эксплуатации;
- гарантийный срок товаров.
Дополнительно потребуется документация, связанная с правовой регистрацией компании (ИНН, ОГРН), а также техническая информация, протоколы испытаний и другие внутренние нормативные акты, влияющие на процедуры выпуска.
Этапы разработки стандарта организации
Порядок формирования СТО:
- анализ потребностей фирмы — оценка операций, продукции, услуг, для которых требуется стандартизация;
- определение целей, задач стандарта;
- формирование структуры регламента;
- подготовка проекта — при участии профильных экспертов и руководителей компании, знакомых с производственными операциями, потребностями предприятия;
- согласование с заинтересованными сторонами;
- утверждение стандарта;
- внедрение, контроль исполнения;
- актуализация, пересмотр регламента — в соответствии с изменениями в законодательстве, техническом прогрессе и внутренними потребностями компании.
Каждый этап направлен на то, чтобы стандарты соответствовали целям и задачам компании, а также требованиям законодательства.
Формирование стандарта организации — многоэтапный процесс, требующий тщательного планирования и анализа внутренних алгоритмов предприятия. Хотя организация вправе самостоятельно спроектировать регламент, надежным, продуктивным решением будет обращение к центру сертификации «АмурТест». Эксперты центра в короткий срок составят стандарт по законодательным и отраслевым требованиям. Звоните, консультации бесплатные