Под печатной продукцией понимаются изделия полиграфического производства, изготавливаемые разными способами и разными тиражами:
- книги;
- брошюры;
- рекламные проспекты;
- детские раскраски;
- открытки и прочее.
Необходимость и алгоритмы подтверждения соответствия таких товарных групп определяются их функционалом и возрастной категорией потребителей.
Классификация печатной продукции
Предусмотрена ли сертификация полиграфической продукции? Ответ на этот вопрос зависит от ее назначения. Возможны следующие варианты:
- Товары для взрослых. Если полиграфические изделия не заявлены как изготовленные специально для детей, то не предполагают обязательной оценки соответствия. Такой товар не попадает под статьи технических регламентов Таможенного Союза (ТР ТС) и Постановления Правительства РФ №2425. Его выпускают в продажу без разрешительной документации. Отсутствие требований о сертификации официально удостоверяется отказным письмом (ОП). Это информационный документ, оформляемый аккредитованными центрами по запросу предпринимателя по итогам идентификации изделий. ОП используется для разрешения спорных ситуаций с таможней, бизнес-партнерами, маркетплейсами, контролирующими инстанциями и т.д.
- Книги и письменные принадлежности для детей. Детские полиграфические изделия, дневники, ежедневника, канцтовары регулируются ТР ТС 007/2011. Для продукции предусмотрено обязательное декларирование с возможностью испытаний образцов как в аккредитованной, так и в любой добровольной лаборатории. В рамках оценочных мероприятий проверяется шрифтовое оформление образцов книжек и учебников, параметры химической и механической безопасности.
- Книжки-игрушки. Полиграфический ассортимент относится к игрушкам, если содержит элементы игры и производится для лиц до 14-ти лет. К этой категории относятся вырезалки, развивайки, раскраски и т.д. Товар попадает под положения ТР ТС 008/2011, которым установлено требование об обязательной сертификации. В рамках оценочных мероприятий проверяется санитарная и биологическая безопасность образцов, соответствие особенностям возраста ребенка, отсутствие рисков, связанных с конструкцией и выбором материалов, и т.д.
Именно от назначения продукции зависит, какой документ требуется оформлять в обязательном порядке на товар.
Как оформить сертификат на полиграфическую продукцию
Для прохождения оценочных процедур от предприятия потребуются:
- заявка;
- сканы ИНН, ОГРН;
- сканы учредительных документов;
- банковские реквизиты;
- письмо с данными о выпускаемом товаре (назначение, возраст потребителей, состав, код ТН ВЭД и т.д.);
- протоколы испытаний изделий;
- сертификат на систему управления предприятием (если имеется);
- прочие данные (при необходимости).
Если сертификацию проводит изготовитель, потребуется нормативно-технический документ (НДТ), которым определяются требования к характеристикам выпускаемого товара. Предприятия либо работают по имеющимся в России ГОСТ, либо разрабатывают собственные стандарты, отличные от ГОСТ, – технические условия (ТУ). Держатели ТУ часто регистрируют, чтобы получить право на сдачу ТУ в аренду, продажу, обеспечить юридическую защиту собственности.
Также изготовители оформляют технологические инструкции, где описывается последовательность и специфика производственных процессов.
Импортеры для прохождения оценок предоставляют договор представительства с изготовителем, сведения об иностранном производителе.
Справка! Декларацию регистрирует сам предприниматель. Для этого требуется доступ к Госуслугам, ПИ из лаборатории и усиленная ЭЦП. Сертификат предоставляет аккредитованный орган.
Что проверяется в рамках сертификации?
Оценочные процедуры предполагают исследования изделий в лаборатории. Например, издательские товары, ежедневники, дневники для детей проверяются на следующие показатели:
- характеристики шрифтов (размер, начертание и т.д.);
- размеры отступов и пробелов;
- длина строк;
- цвет фона для печати;
- вид используемой бумаги (она не должна быть газетной, глянцевой);
- размер и четкость печати иллюстраций.
Также определяется содержание в пробах контролируемых химических элементов, например, свинца, формальдегида, цинка, фенола, прочих.
Данные проведенных экспертиз фиксируются в протоколе испытаний (ПИ). Тот содержит выявленные в лаборатории показатели, выводы экспертов о безопасности изделий.
Также предусмотрена проверка маркировки изделий. В ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011 обозначено, что на товаре обязательно должна присутствовать этикетка, дается перечень обязательных к указанию сведений.
Добровольная сертификация печатной продукции
Сертификация печатной продукции в добровольном порядке организуется после завершения обязательных оценок. Цели процедуры – это:
- выделить преимущества товаров предприятия;
- документально подтвердить их качество;
- привлечь к изделиям внимание покупателей;
- сформировать позитивную репутацию бренда.
Добровольная сертификация предполагает подтверждение именно тех характеристик товара, которые решил выделить сам предприниматель. Эталонные данные для этих параметров устанавливаются в ТУ или ГОСТ фирмы.
Также в добровольном порядке предприятия организуют штрихкодирование. Это маркирование продукции средствами идентификации, которые считываются сканером. Такой шаг нужен для работы с сетевыми магазинами и маркетплейсами.
Добровольно предприятиями проводится регистрация товарного знака. Этот шаг нужен для закрепления прав на изображения, слоганы, применяемые брендом.
Сроки действия документов
Декларирование по ТР ТС 007/2011 выполняется для серийного выпуска (схема 1д) или одной поставки (2д). Срок действия декларации определяется только в первом случае, он составляет 1 или 3 года.
Сертификат по ТР ТС 008/2011 можно получить на серию (1с, 2с) или поставку (3с). Срок действия документа в рамках схем 1с, 2с составляет 1-5 лет, для 3с – не определяется.
Отказное письмо оформляется бессрочно или с установлением периода действия в 1 год. Добровольный сертификат выдается на 1 или 3 года.
Имеются вопросы? Узнайте больше о сертификации печатной продукции, закажите всестороннее практическое содействие у экспертов.