Маркетплейсы — онлайн-платформы, где продавцы размещают свои товары, а покупатели могут выбирать и заказывать продукцию от разных брендов и компаний в одном месте.
Зачем нужна сертификация продукции для маркетплейсов
При продаже товаров через платформы необходимо оформить документы, подтверждающие их соответствие — декларации (ДС), сертификаты соответствия для маркетплейсов (СС), свидетельства о госрегистрации (СГР) или отказные письма (ОП). Тип документа зависит от вида продукции.
Продовольственная продукция требует ДС по техрегламентам Таможенного союза (ТР ТС):
- ТР ТС 021/2011 (безопасность всех продтоваров);
- ТР ТС 022/2011 (нормы маркирования);
- ТР ТС 029/2012 (применение добавок).
А также по дополнительным регламентам по видам:
- молочная — ТР ТС 033/2013;
- мясная — ТР ТС 034/2013;
- рыбная — ТР ЕАЭС 040/2016;
- куриная — ТР ЕАЭС 051/2021.
Внимание! Предприятия пищевой промышленности должны внедрить систему ХАССП, которая обеспечивает мониторинг критических точек на всех этапах производства и обеспечивает безопасность выпускаемой продукции по ТР ТС 021/2011.
На спецпитание (детское, диетическое, спортивное, лечебное) оформляется СГР.
На изделия легкой промышленности получают следующие виды документов:
- одежда для новорожденных и первого слоя до 3 лет — СГР + ДС (по ТР ТС 007/2011);
- детская одежда второго слоя — СС (ТР ТС 007/2011);
- детская обувь — СС, валенки — ДС (ТР ТС 007/2011);
- бельё для взрослых — СС (ТР ТС 017/2011);
- одежда второго слоя — ДС (ТР ТС 017/2011);
- постельное бельё — СС (ТР ТС 017/2011).
Посуда подлежит декларированию по ПП РФ № 2425.
Для детской косметики требуется СГР в рамках ТР ТС 009/2011, а для взрослой — декларация или СГР, если в составе используются наноматериалы, продукция имеет интимное назначение или относится к иным категориям, требующим усиленного контроля.
Бытовая техника подлежит сертификации по ТР ТС 004/2011 (безопасность низковольтных устройств) и ТР ТС 020/2011 (электромагнитная устойчивость), требует оформления ДС по ТР ЕАЭС 037/2016 (ограничение использования токсичных соединений в электротехнических и радиоэлектронных приборах).
На медизделия потребуется регистрационное удостоверение Минздрава.
Разрешительные документы оформляют после лабораторных исследований. Для косметики, например, анализируют содержание тяжёлых металлов, общую токсичность, микробиологические показатели и возможные кожные реакции.
Производство товаров в России может осуществляться на основе государственных стандартов — ГОСТов. Например, для туалетного мыла применяется ГОСТ 28546-90, а для верхней одежды — ГОСТ 25295-91. Если готового стандарта нет или продукт уникален, предприниматель вправе разработать собственные технические условия (ТУ), при этом они не должны противоречить действующим ГОСТам.
Если продукции нет в списке товаров, требующих обязательной оценки соответствия, оформляется ОП или отрицательное решение.
Отказное письмо можно получить даже самозанятому, в том числе на следующие категории:
- принадлежности для рыбалки;
- спортинвентарь;
- дверная и швейная фурнитура;
- декоративные изделия — искусственные цветы, рамки, картины, сувениры, елочные украшения;
- механические и наручные часы, не подключающиеся к сети;
- настольные игры для взрослых;
- изделия из стекла, зеркала, песок;
- садовый и ручной инструмент;
- бижутерия, заколки для волос;
- кухонные раковины;
- некоторые ароматизаторы.
Можно дополнительно получить добровольный сертификат, что повышает доверие покупателей.
Для продавцов на площадках отсутствие подтверждающих документов может привести к блокировке товарной карточки. Это значит — потеря доступа к продажам, недополученная прибыль и утраченные инвестиции. Поэтому оформление документации важно не только для соблюдения закона, но и для стабильного присутствия на торговых платформах.
Также продавец обязан:
- нанести маркировку в установленном порядке;
- указывать информацию о декларации или сертификате в технической документации, поставляемой с товаром;
- не препятствовать органам сертификации в осуществлении проверок;
- уведомлять сертификационный орган при включении корректировок в производство или техдокументацию;
- временно приостанавливать или прекращать продажу продукции в случае: истечения срока действия сертификата или декларации, отмены или приостановки действия документов сертификационным органом, утраты товаром соответствия нормативам.
Важно! Отдельные товарные группы дополнительно подлежат маркировке в «Честном ЗНАКе» или участвуют в пилотных проектах. А с 1 сентября 2026 года продавцы и маркетплейсы будут обязаны размещать ссылку на реестр соответствия — на сертификат или декларацию, зарегистрированную в государственной базе.
Для каждой категории продукции установлены свои коды ТН ВЭД и ОКПД2. Например: игрушки — ТН ВЭД 9503, ОКПД2 32.40, джинсы — ТН ВЭД 6203, ОКПД2 14.13.24, косметика — ТН ВЭД 3304, ОКПД2 20.42.1.
Как проходит сертификация и декларирование товаров для маркетплейсов
Процедура сертификации товаров для маркетплейсов включает следующие этапы:
- Проверьте, подлежит ли ваш продукт обязательной сертификации или декларированию по техрегламентам ЕАЭС или национальным стандартам.
- Соберите нужные документы, включая описание товара, его состав, назначение, тех. характеристики, а также регистрационные данные вашей компании.
- Отправьте образцы продукции в лабораторию для испытаний.
- Зарегистрируйте документ в реестре, например, через сайт Росаккредитации.
Загрузите полученные документы в личный кабинет на платформе маркетплейса.
Документы для обязательной сертификации на маркетплейсах
Чтобы получить документ о соответствии, предпринимателю необходимо подготовить комплект документации, содержащий полные и корректные сведения о продукте и компании.
- копии регистрационных документов: ИНН, ОГРН и выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- наименование продукции, ее назначение и ключевые характеристики;
- применяемые нормативы: ГОСТы, ТУ (если разработаны);
- инструкция по применению (если товар имеет правила эксплуатации);
- техническая документация: паспорт изделия, схемы, чертежи;
- образец или макет этикетки с информацией для потребителя;
- данные о производственных мощностях (для производителей);
- договор поставки — если продукция ввозится из-за рубежа.
Предоставление этих материалов — обязательное условие для начала процедуры сертификации и последующего размещения товара на маркетплейсе.
Штрафы за отсутствие сертификата
Нарушение правил сертификации и маркировки товаров на маркетплейсах грозит штрафами по КоАП РФ:
ст. 14.43 — отсутствие разрешительной документации: штраф до 300 000 ₽ для юрлиц, до 20 000 ₽ — для должностных. При повторных нарушениях — до 1 млн ₽.
ст. 15.12.1 — непередача сведений в «Честный ЗНАК»: до 10 000 ₽ для должностных, до 100 000 ₽ — для компаний.
ст. 15.12 — продажа немаркированного товара: до 300 000 ₽ и конфискация. Повторное нарушение — до 1 млн ₽.
Центр сертификации «Амуртест» помогает предпринимателям подготовить полный пакет документов для торговли на маркетплейсах. Сопроводим на всех этапах и поможем избежать штрафов и блокировок.