Под стулом понимается элемент мебели со спинкой и (часто, но не всегда) подлокотниками. Товар имеет 4 ножки, отдельные или скрещенные по типу ножницы и устанавливается в помещениях жилого и нежилого назначения. Чтобы легально продавать такие изделия в Таможенном союзе (ЕАЭС), предпринимателю необходимо провести процедуру подтверждения соответствия.
Нужен ли сертификат на стул?
Мебельная продукция относится к объектам регулирования технического регламента 025/2012. Данным законодательным актом предусмотрено 2 формата оценки соответствия:
- сертификация – для мебели, предназначенной для детей, а также обустройства дошкольных и школьных учебных заведений;
- декларирование – для предметов интерьера общего назначения, не заявленных как детские.
Декларацию регистрируют на основе протокола испытаний (ПИ). Если мебель предназначена для торговых организаций, кинотеатров, допускается проведение экспертиз в любой добровольной лаборатории. В ином случае предприниматель обязан обратиться в лабораторию с аккредитацией ФСА.
Сертификат оформляет аккредитованный орган на основании ПИ и результатов анализа производства. Если он действует более 1 года, то на предприятии организуют ежегодные инспекции с выездом экспертов сертификационного органа.
Положения ТР ТС 025/2012 не распространяются на мебельную продукцию, которая имеет медицинское или ведомственное назначение, устанавливается на транспортных средствах, реализуется после использования или ремонта, является антиквариатом или демонстрационными образцами.
Сертификат / декларация по ТР ТС 025/2012 оформляются для серийного выпуска мебели (на 1, 3 года или 5 лет) или для единичной поставки (бессрочно). На сертифицированном товаре проставляют обозначение ЕАС, которое дублируют в товаросопроводительной документации.
Необходимые документы для сертификации стула
Для проведения оценочных процедур предпринимателям понадобится:
- заявление;
- скан-копии свидетельств ИНН, ОГРН;
- сканы учредительной документации;
- реквизиты компании-заявителя;
- информация о производителе (если эту роль выполняет не заявитель);
- название, модель, код ТН ВЭД изделия;
- техническое описание (включает информацию о конструкции, материале товара, предельных нагрузках и т. д.);
- пример маркировочной надписи;
- документация на помещения, где организовано производство (для РФ-изготовителя);
- договор уполномоченного лица, контракт вместе с товаросопроводительной документацией (для импортера);
- таможенная декларация (для импортера).
От РФ-изготовителя также необходим производственный стандарт, которым определены требования к товару. Фирмы и ИП вправе использовать профильный госстандарт (например, ГОСТ 19917-2014 – для стульев, стульчиков, кресел, пуфов) или внутренний документ – технические условия (ТУ).
Разработка ТУ нужна, если ГОСТ отсутствует или не подходит. В ТУ дается описание продукции, устанавливаются ее нормативные параметры, требования к сырью, правила маркирования, выбора тары, организации хранения и транспортирования.
Порядок сертификации стула
Оценочные процедуры предполагают не только проверку документации заявителя, но и лабораторные исследования образцов. Изучают следующие типы их безопасности:
- Механическая – устойчивость вперед, вбок и назад, статическая прочность сиденья, спинки, подлокотников, ножек, оснований, долговечность элементов конструкции, ударопрочность сиденья и спинки, прочность при падении.
- Химическая – отсутствие в составе материала запрещенных веществ, миграционные показатели для контролируемых элементов, радиоактивность, электростатическое напряжение, интенсивность запаха. Для детской мебели дополнительно определяется устойчивость к влажной обработке.
- Пожарная – проверяется для конструкций с обивкой, предполагает исследование горючести материала и опасности продуктов горения.
Если в конструкцию встроены электрические элементы, дополнительно проверяется электрическая безопасность согласно ТР ТС 004/2011. Это отсутствие недопустимого риска действия электротока и прочих рисков, изоляционная защита, износоустойчивость, пожаробезопасность и т. д.
Перед выпуском в реализацию предприниматель маркирует продукцию. На этикетку или на само изделие наносится его название, страна происхождения, данные об изготовителе, дата выпуска, гарантийный срок.
Справка. На ученических столах и стульях дополнительно указывается информация о ростовом номере.
Если конструкции выпускают в продажу разобранными, дополнительно предусмотрено оформление инструкции по сборке.
Добровольная сертификация стула
Когда обязательные оценки окончены, предприниматели в добровольно порядке получают сертификат качества на товар. Его назначение — подтвердить параметры мебельной продукции, выбранные заявителем и значимые для потенциальных потребителей. Например, можно удостоверить следующие свойства:
- размеры;
- состав материала;
- влажность древесных материалов;
- прочность клеевого соединения;
- отсутствие визуальных дефектов;
- шероховатость;
- мягкость обивки;
- устойчивость элементов конструкции;
- долговечность;
- прочее.
При добровольной сертификации параметры продукции сопоставляются с нормативами, обозначенными в ГОСТ или ТУ предприятия. Сертификат предоставляется на 1 или 3 года.
Для организации поставок в дошкольные организации, школы, колледжи предпринимателям часто требуется экспертное заключение. Это официальное подтверждение соответствия продукции санитарным и гигиеническим нормативам, которые утверждены законодательством ЕАЭС. Документ действует бессрочно.
Добровольные оценочные процедуры помогают предпринимателю укрепить потребительское доверие к своему бренду, заключить крупные оптовые контракты, стимулировать розничные продажи.
Остались вопросы? Обратитесь к экспертам центра сертификации «Амуртест» для получения ответов, консультаций и практической помощи.