Фартук – это предмет одежды, предназначенный для защиты от загрязнений и воздействия других внешних факторов. Фартуки бывают разных видов, в зависимости от назначения, материала изготовления. Разновидностью изделия определяется нормативный акт, под который оно попадает, и вид разрешительного документа, обязательного для законной реализации.
Нужен ли сертификат на фартуки?
Сертификат на фартуки необходимо получать в обязательном порядке, если они выпускаются для использования детьми и подростками. Оценка соответствия проводится по ТР ТС 007/2011 – техническому регламенту, разработанному для контроля безопасности детских товаров.
Если изделие предназначено для ношения взрослыми людьми (старше 18-ти лет), необходимо оформить декларацию по ТР ТС 017/2011. Требования этого регламента распространяются на продукцию легпрома.
Специальная защитная одежда (СИЗ) в виде фартука, используемая на производственных предприятиях, попадает под ТР ТС 019/2011. Согласно указанному техрегламенту, безопасность СИЗ 1-го класса риска подтверждается в форме декларирования. Если СИЗ используют для защиты от значительных рисков 2-го класса (например, воздействия кислот), проводится обязательная сертификация фартуков.
СПРАВКА! Медицинская спецодежда под данный регламент не попадает. Изделия мед. назначения, выпускаемые в России, подлежат госрегистрации в Росздравнадзоре.
Как оценивают безопасность продукции?
Перечень проверяемых показателей качества и безопасности устанавливает профильный регламент для каждого вида изделий отдельно. К стандартным показателям относятся:
- физико-механические свойства (например, показатели прочности, износостойкости, водонепроницаемости, устойчивость к воздействию воды, жира, загрязнений);
- хим. состав и гигиеническая безопасность (отсутствие вредных веществ в материалах, их соответствие гигиеническим нормам);
- эргономические показатели, удобство ношения и т.д.
Конкретный перечень показателей, проверяемых в ходе сертификации/декларирования, зависит от назначения изделия. Например, для кухонных фартуков особое внимание уделяется устойчивости к воздействию воды и жира. Для рабочих – к прочности и износостойкости, способности защищать от производственных рисков и загрязнений. Для медицинских – гигиеничность, устойчивость к воздействию биологических жидкостей.
В техрегламентах содержатся применяемые схемы оценки. Они предназначены для сертификации или декларирования товаров серийного выпуска или разовых поставок (отдельными партиями).
По результатам испытаний составляются протоколы и оформляются декларации/ сертификаты, если исследования прошли с положительными результатами, изделие соответствует требованиям качества и безопасности. Максимальный срок действия разрешительных документов по ТР ТС составляет 5 лет.
Что нужно для сертификации фартуков?
Для подтверждения соответствия товаров от заявителя потребуются:
- заявка с информацией об объекте оценки;
- ИНН, ОГРН, иные регистрационные и учредительные документы компании (заявителя);
- ГОСТ, по которому изготавливаются фартуки или спецодежда (для российских изготовителей);
- прочая документация (перечень необходимых документов зависит от схемы оценки).
ВАЖНО! Если изделие выпускается в РФ не по госстандарту, разрабатываются технические условия (ТУ)
Для сертификации (декларирования) импортной продукции необходимо получить письмо от лаборатории, чтобы ввезти образцы для исследований в РФ. Также импортер предъявляет контракт на поставку с инвойсами и прочую товаросопроводительную документацию.
Порядок сертификации фартуков
Алгоритм оценки соответствия имеет следующий порядок:
- Заявитель обращается в центр сертификации с заявлением о проведении оценки соответствия продукции, направляет комплект необходимой документации.
- Специалисты органа проводят анализ документов заявителя, состояния производства (если предусмотрено схемой).
- После отбора образцов проводятся испытания на соответствие заданным нормам безопасности.
- Орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, при положительном решении регистрирует его в реестре ФСА.
При декларировании заявитель самостоятельно проводит испытания. На основании результатов испытаний и прочих доказательств соответствия ТР ТС оформляется и регистрируется декларация. Процедура проводится из личного кабинета заявителя на портале ФГИС «Росаккредитация» с помощью ЭЦП.
После прохождения процедуры оценки необходимо промаркировать товар – нанести на упаковку (этикетку) знак «ЕАС», потребительскую маркировку. На этикетке указываются сведения о составе, размерах, назначении изделия, о изготовителе продукции, а также штрихкоды и другая информация.
Регистрация товарного знака повысит узнаваемость бренда, защитит фирменное обозначение от недобросовестного использования конкурентами.
Отсутствие маркировки или нарушение ее правил грозит штрафами по ст. 14.46 КоАП РФ.
Добровольная сертификация фартуков
Добровольная сертификация дает возможность продемонстрировать качество товара, выделить его особенности среди идентичной продукции фирм-конкурентов. Также оформление добровольного сертификата открывает новые возможности для предпринимателей, позволяет:
- укрепить доверие покупателей к качеству;
- повысить спрос, расширить рынки сбыта, увеличить объем продаж;
- получить конкурентные преимущества в тендерах, госзакупках;
- создать имидж, решить иные маркетинговые задачи.
Процедура заключается в проверке соответствия ГОСТу или ТУ. Проверяемые показатели качества выбирает заявитель.
Как получить сертификат на фартуки?
Отсутствие опыта, приводят к ошибкам и отрицательным результатам: отказу в выдаче сертификата, штрафам за недостоверное декларирование. Процедуры оценки соответствия товаров лучше делегировать специалистам центра сертификации «АмурТест».
Эксперты помогут разобраться в нюансах процедур оценки, подготовить доказательственную базу для декларирования, разработать этикетку и т.д.
Стоимость сертификации зависит от перечня показателей, проверяемых в ходе испытаний, объемов производства и иных факторов. Консультации по всем вопросам предоставляются бесплатно, обращайтесь.