Под микрофонами понимаются устройства, которые преобразуют звук в электрический сигнал. Такие изделия используют как самостоятельное оборудование, например при съемках телепередач/организации концертов, или как элемент других устройств -телефонов, слуховых аппаратов, персональных компьютеров, радиоприемников, систем связи и пр.
Чтобы выпустить в продажу микрофоны российского или иностранного производства, нужно проверить устройства в лаборатории и получить документальное подтверждение их соответствие требованиям безопасности.
Нужен ли сертификат на микрофоны
Согласно законодательству Таможенного Союза, предусмотрена обязательная сертификация микрофонов. Оценочная процедура для устройств, напрямую подключаемых к электросети, организуется по требованиям 2 технических регламентов:
- ТР ТС 004/2011 – посвящен безопасности электронных устройств, подключаемых к сети при напряжении в 220 В;
- ТР ТС 020/2011 – содержит требования к электромагнитной совместимости электронных средств.
Если прибор работает от батареек, встроенной АКБ, то сертификация проводится только по ТР ТС 020/2011.
Для всех типов электроакустических приборов в дополнение к сертификату регистрируется также декларация по ТР ЕАЭС 037/2016. Это регламент, которым ограничивается применение в технических средствах токсичных элементов, опасных для граждан и окружающей среды.
Сертификация и декларирование проводятся для серийного изготовления оборудования с выдачей разрешительного документа максимум на 5 лет или для партии продукции — без ограничения срока.
Документы для оформления сертификата на микрофоны
Чтобы сертифицировать преобразователи звука, фирме / ИП нужно подготовить комплект документации, который включает:
- заявление на оценочные процедуры;
- документы о госрегистрации компании или ИП (копии);
- устав организации (копия);
- реквизиты предприятия;
- письменную информацию об электроакустических приборах — название, модель, код ТН ВЭД, данные о технических характеристиках;
- инструкцию и пример маркировочной надписи;
- протоколы испытаний / образцы продукции для экспертизы.
В инструкцию/руководство по эксплуатации включается информация о технических характеристиках устройства, назначении, дате выпуска, изготовителе и импортере, порядке безопасного использования продукции и необходимых действиях при неполадках в работе.
К прибору обычно прилагается паспорт товара с подробным описанием параметров, правил применения, возможных рисков при работе с оборудованием и пр.
Производитель из РФ должен документально подтвердить права на занимаемые помещения (например, предоставить договор аренды), определить технический документ для производства. В этом качестве предприятие вправе использовать актуальный ГОСТ Р 53566-2009 или свой норматив – технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО).
От импортера понадобится договор уполномоченного представителя, инвойс, контракт, заключенный с изготовителем из-за рубежа, спецификации на товар, ГТД, официальное письмо для ФТС для ввоза образцов и пр.
Порядок сертификации микрофонов
Обязательная оценка соответствия электроакустического оборудования предполагает отбор образцов / ввоз из-за границы. В рамках профильных регламентов проверяются такие параметры продукции, как:
- отсутствие неприемлемых рисков (удары током, ожоги, травмы, вред от изучений и прочие);
- изоляционная защита девайса;
- долговечность;
- стойкость к воздействиям внешней среды;
- способность выдерживать перебои тока в сети;
- пожаробезопасность;
- содержание контролируемых веществ в однородном материале;
- устойчивость к электромагнитным помехам;
- способность устройства не становиться источником помех.
СПРАВКА! Сертификация предполагает исследования образов в лаборатории с госаккредитацией, декларирование оставляет предприятию вправе обратиться в любую добровольную лабораторию.
Данные, выявленные в лабораторных условиях, выводы о соответствии электронных девайсов установленным нормам, фиксируются в протоколе испытаний (ПИ).
Сертификат оформляет аккредитованный орган, в который подается заявление и документация. Его эксперты организуют отбор и исследования образцов, анализируют данные ПИ, принимают решение, заполняют и регистрируют разрешительный документ.
Регистрация декларации проводится из личного кабинета заявителя с использованием заранее полученных ПИ и усиленной электронной подписи. Процедура выполняется с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации.
Добровольная сертификация микрофонов
Помимо разрешительной документации, предприниматели также получают сертификат соответствия на микрофоны или наушники. Это дополнительное подтверждение, что товар отвечает нормативным характеристикам, обладает потребительскими свойствами, заявленными в ГОСТ или ТУ изготовителя.
Что именно будет проверяться в рамках добровольной оценки – решает сам предприниматель. Например, по ГОСТ Р 53566-2009 можно удостоверить следующие параметры электроакустического оборудования:
- диапазон частот;
- чувствительность;
- электрическое сопротивление;
- звуковое давление;
- внешний вид;
- прочность;
- стойкость к температуре и влажности.
Сертификат качества оформляется аккредитованными центрами, действует не более 3 лет.
В добровольном порядке на электронные устройства оформляется пожарный сертификат. Это подтверждение, что использование устройства не сопряжено с недопустимыми рисками возгорания и взрыва. Документ действует для серии (до 5 лет) или для партии (бессрочно).
Добровольная документация помогает привлекать внимание покупателей к продукции торговой марки, увеличивать продажи и выручку компании.
Обращайтесь к экспертам центра «Амуртест» для получения помощи в организации оценочных процедур и заказа консультаций.