Под стеллажом понимается элемент мебели, открытая система хранения для бытовых вещей или коммерческих грузов. Это деревянные, металлические или пластиковые полки, которые прикреплены к основанию-стойке. Конструкции устанавливаются в домах, в общественных и торговых организациях, на складах, в библиотеках и пр. Их выпуск для продажи в Таможенном Союзе допускается только после проведения обязательной оценки безопасности.
Нужен ли сертификат на стеллажи?
Как и другие виды мебели, стеллажные конструкции, шкафы попадают по действие профильного технического регламента – ТР ТС 025/2012. Сертификат соответствия на стеллаж нужен, если конструкции предназначаются специально для детей или устанавливаются в детских учреждениях: детских садах, школах, санаторно-курортных организациях и т.д. В ином случае предусмотрено декларирование с регистрацией декларации.
Положения ТР ТС 025/2012 не распространяются на мебельную продукцию, которая:
- реализуется после ремонта;
- является антиквариатом;
- используется как выставочный образец;
- имеет ведомственное, медицинское назначение.
Если в состав стеллажей встроены электротехнические элементы (например, подсветка), то в дополнение к ТР ТС 025/2012 применяются ТР ТС 004/2011 и 020/2011. Первый определяет нормы безопасности для низковольтной техники, второй – требования к электромагнитной совместимости.
Разрешительная документация на мебель оформляется для серийного производства на 1-5 лет или для единичного товара/партии (без срока).
Необходимые документы для сертификации стеллажей
Чтобы провести обязательную оценку мебельной продукции, предпринимателю нужно подготовить комплект документации, который содержит:
- заявление;
- скан регистрационных свидетельств – ИНН, ОГРН;
- копию устава;
- техническое описание товара (характеристики, назначение изделия, сведения о составе сырья, о проведенных изготовителем испытаниях);
- код ТН ВЭД на продукцию;
- протоколы испытаний на изделия;
- пример маркировки;
- инструкцию по сборке (для разборных стеллажных конструкций);
- сертификат на систему менеджмента (при наличии).
Если оценку инициирует изготовитель из России, то предоставляются также документы на производственные помещения, указывается номер применяемого ГОСТа. Например, для всех типов мебели подходит ГОСТ 16371-2014, для складского оборудования, систем хранения – ГОСТ Р 55525-2017.
Если изготовитель не использует ГОСТ, то предоставляется скан локального акта, действующего в рамках конкретной компании. Это технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО).
Если оценку инициировал импортер, то предоставляется контракт с зарубежным предприятием, ГТД, счета и спецификации на поставку, письмо для ввоза образцов.
Порядок декларирования и сертификации стеллажей
Сертификация и декларирование по ТР ТС 025/2012 предполагают исследования образцов продукции в лаборатории. Установлено, что проверяются следующие виды безопасности продукции:
- Механическая – габариты, вес конструкции, долговечность, надежность, качество крепления полок, отсутствие элементов, способных поранить пользователя.
- Химическая – отсутствие в материале изделия ядовитых веществ (например, ртуть, свинец и т.д.), миграция контролируемых элементов (например, ксилола, метилового спирта и т.д.), сила запаха и электростатического электричества, радиоактивность. Детские модели должны выдерживать влажную уборку.
- Электрическая – проверяется только для конструкций с электрическими элементами, предполагает изоляционную защиту, долговечность, пожаробезопасность, отсутствие рисков удара пользователя током и нанесения ему иного вреда.
Данные, которые получает лаборатория, результаты освидетельствования вносятся в протокол испытаний. Одна копия документа передается заказчику экспертизы на хранение.
СПРАВКА! Обязательные экспертизы проводятся в лаборатории, прошедшей государственную аттестацию. Исключением являются мебельные изделия для торговых точек, кинотеатров. Такую продукцию можно проверять в любой добровольной лаборатории.
Установлено, что декларация регистрируется с использованием усиленной ЭЦП в личном кабинете заявителя. Сертификат выдает аккредитованный орган, куда подается заявка, образцы товара и комплект необходимой документации.
Добровольная сертификация стеллажей
Помимо разрешительных документов, предприниматели по своей доброй воле получают сертификат на стеллажи. Это подтверждение тех характеристик мебельной продукции, которые хочет подчеркнуть сам заявитель, например:
- состав материала;
- масса и габариты;
- долговечность;
- прочности и пр.
Нормы, которым должны отвечать товары, прописываются в технической документации производителя. Сертификат выдается не более чем на 3 года.
На добровольной основе предприятия оформляют сертификат пожарной безопасности. Это подтверждение, что конструкции изготовлены из материалов, которые отвечают действующим нормативам горючести, токсичности при воспламенении. Документ предоставляется на серийное производство максимально на 5 лет или на поставку (бессрочно).
В добровольном порядке производителями или поставщиками также оформляется экспертное заключение в Роспотребнадзоре. Это подтверждение, что товар отвечает санитарным нормативам, которые определены законодательством ЕАЭС. Заключение выдается без ограничения срока действия.
Обратитесь к экспертам центра сертификации «АмурТест», чтобы детально узнать об оценочных процедурах и получить помощь в их проведении.