Железобетонные изделия (сокращение – ЖБИ) – это стройматериалы, которые изготавливаются на основе 2 элементов: металлических конструкций (чаще всего из стали, железа) и бетона. Товар обладает высокими прочностными характеристиками, разнообразием форм и габаритов, он долговечен, недорог. Этими свойствами обусловлена его востребованность в строительной отрасли и при прокладке дорог. Обязательная сертификация нужна для продукции, если та применяется в дорожной сфере.
Нужен ли сертификат на ЖБИ
Обязательная сертификация ЖБИ предусмотрена, если продукция используется как элемент инфраструктуры автомобильных дорог: как бортовые камни или плиты. Товар проходит оценку соответствия в рамках технического регламента Таможенного союза (сокращение – ТР ТС) 014/2011.
Сертификат по ТР ТС 014/2011 оформляется на серийный выпуск продукции на 1-5 лет или на разовую поставку без ограничения периода действия.
Сертификация и декларирование не требуются для конструкций, которые предназначены для использования при строительстве зданий и сооружений, в промышленности. Это правило распространяется на разные типы железобетонных изделий, в том числе:
- плиты-перекрытия;
- кольца;
- аэродромные плиты;
- конструкции тяжелой и легкой плотности;
- конструкции из 1, 2, 3 слоев.
Официально подтвердить, что обязательная оценка не требуется, предприниматель может с помощью отказного письма (ОП). Оформлением ОП занимаются аккредитованные органы по сертификации и ВНИИС. Документ оформляется бессрочно.
Предприятия используют ОП при провозе партий через таможенные органы, предоставляют покупателям, торговым сетям, государственным контролерам при ведении внутренней торговли.
Аналог ОП – отрицательное решение по заявке. Это официальный ответ, выданный аккредитованным органом после получения от предприятия заявки на оценку соответствия определенного товара о том, что тот не подлежит проверке.
Необходимые документы для сертификата на ЖБИ
Провести оценочные процедуры вправе компании и ИП, созданные по законодательству РФ. Для проверки соответствия нужна следующая документация:
- заявление;
- карточка предприятия с реквизитами;
- сканы регистрационной и учредительной документации;
- подробные письменные данные о товаре (с указанием сферы его применения, кода ТН ВЭД);
- технические документы (нужны от изготовителя);
- контракт с иностранным производителем (требуется от импортера);
- таможенная декларация и письмо на ввоз образцов (нужны от импортера);
- образцы изделий (для лабораторных экспертиз).
Технической документацией устанавливаются требования к продукции и организации процесса ее выпуска. Предприятие вправе вести работу по госстандарту. Например, в отношении строительных конструкций действует ГОСТ 13015-2012, для аэродромных плит – ГОСТ 25912-2015.
Если предприятие работает не по ГОСТ, то оформляется и утверждается его локальный акт – технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО). Эти документы действуют только в рамках конкретной компании. В добровольном порядке владелец проводит их гос. регистрацию с целью юридического закрепления собственности.
Также изготовители разрабатывают технологический регламент, в котором подробно описаны стадии производственного процесса, совершаемые технологические операции.
Порядок сертификации ЖБИ
Обязательная сертификация железобетонных изделий по ТР РС 014/2011 предполагает подготовку комплекта документации, получение с российского производства или ввоз из-за рубежа образцов товара. Далее образцы проходят исследования в лабораторных условиях, а также осуществляется выезд специалиста на производственную площадку для её анализа.
Например, для бортовых камней предусмотрена проверка следующих параметров согласно ГОСТ 6665-91:
- прочностные свойства;
- устойчивость к образованию трещин;
- способность выдерживать мороз;
- водопоглощение;
- содержание воздуха в бетоне;
- вид бетонного основания и заполнителя;
- тип использованного металла;
- габариты товара;
- отсутствие визуальных дефектов;
- прочее.
По итогам работы лаборатории оформляется протокол испытаний. На основании показателей из этого документа аккредитованный орган предоставляет предпринимателю сертификат. Данные о продукции вносятся в электронный реестр ФСА.
Добровольная сертификация ЖБИ
В добровольном порядке предприятие вправе получить сертификат качества на ЖБИ любого типа и функциональности. Так документально подтверждается соответствие продукта нормам, которые устанавливаются в ГОСТ, ТУ или СТО компании.
Фирма сама решает, какие именно параметры товара будут подтверждаться. Например, можно удостоверить следующие характеристики продукции:
- размеры;
- особенности формы;
- прочность;
- толщину стенок;
- морозостойкость;
- состав материала;
- истираемость;
- наличие пластифицирующих добавок;
- прочее.
Также предприятие вправе получить экологический сертификат на продукцию, который подтвердит ее безопасность для граждан и окружающей среды. Оба вида сертификатов действуют до 3 лет.
В добровольном порядке оформляется пожарный сертификат, которым удостоверяется, что товар отвечает нормам противопожарной безопасности, установленным российским законодательством. Документ действует до 5 лет.
Как получить сертификат на ЖБИ
Сертификация товара проводится аккредитованными органами, которые:
- отбирают образцы;
- организуют лабораторные экспертизы образцов;
- проверяют документацию предпринимателя;
- проводят инспекцию производства (если нужна).
Для старта работы предприниматель обращается в выбранный орган с заявкой. По итогам проверок тот заполняет и регистрирует сертификат, передает заявителю.
Отказное письмо также оформляется аккредитованными органами, но без исследований образцов. Работа ограничивается проверкой документации и идентификацией ЖБИ.
Как дополнение к оценке соответствия, предприниматель проводит штрихкодирование продукции, регистрирует товарный знак. Эти шаги необходимы для организации продаж в розницу.
Имеются вопросы? Обратитесь в центр сертификации, чтобы получить консультации и практическую помощь.